Дети
на дороге. Ты обязан знать об этом все, согласно Федеральной целевой программы
в 2006 - 2012 годах.
Ты
мчишься по дороге, опаздывая на важную встречу. Твоя голова полна повседневных
проблем и забот. Внезапно в пределах проезжей части появляется ребенок. Как ты
должен оценить подобную ситуацию? Почему ребенок может повести себя не так, как
взрослый? Что ты должен знать о детях, чтобы не случилось трагедии? Вот об этом
мы и поговорим.
В большинстве случаев, юные участники дорожного движения ведут себя на дороге
так, как делали это взрослые в их присутствии. Но в силу того, что физиология
ребенка находится на стадии формирования и еще достаточно не устойчива и
подвижна, реакция ребенка на определенную дорожную ситуацию может быть
совершенно иной, нежели у взрослого пешехода.
Были проведены специальные исследования, в результате которых было установлено,
что взрослые и дети переходят проезжую часть совершенно по-разному. Взрослый
человек оценивает ситуацию на дороге заранее, еще на подходе к ней, в то время
как ребенок начинает этот процесс, только подойдя вплотную к проезжей части или
уже находясь на ней. Стоит учесть и тот момент, что мальчики более склонны к
риску, чем девочки. Именно по этому ДТП с участием мальчиков происходят в 2
раза чаще.
На поведение ребенка влияет достаточно большое количество различных факторов.
Например, присущее большинству детей, так называемое <туннельное зрение>,
когда ребенок воспринимает только то, на что непосредственно направляет взгляд.
На непредсказуемость поведения детей влияют и многие психофизиологические
факторы. Ребенок может просто неожиданно устремиться вперед или резко поменять
направление движения в противоположную сторону. Увидев перед собой лужу, он
может резко отскочить в сторону, чтобы в нее не попасть, не задумываясь о том,
что может попасть под машину. Крепко сложившуюся ориентацию, дети приобретают
не ранее 7 лет.
В возрасте до 4 лет, дети, как правило, еще не знают значение дорожных знаков.
А представление о реальном транспорте, ассоциируется с игрушечным миром. Они
полагают, что реальный автомобиль вполне способен остановиться мгновенно, так
же как и игрушечный.
Ребенок реагирует лишь на габариты автомобиля, не беря во внимание скорость их
движения. То есть в очень медленно движущемся грузовике он видит гораздо
меньшую опасность, чем в маленькой легковушке, двигающейся с огромной
скоростью.
Еще одной проблемой юных пешеходов является их рост. Маленький рост не
позволяет ребенку в достаточной степени оценить дорожную ситуацию, если имеются
какие-либо препятствия (например, стоящие у обочины автомобили). И водителю
гораздо сложнее заметить маленького пешехода.
В возрасте до 6 лет, Дети еще плохо определяют источники звука и могут вообще
не обращать внимания на многие из них (например, звук приближающегося
транспорта). Избирательное внимание детей не позволяет им сконцентрироваться на
нескольких объектах сразу. И ребенок концентрируется на том, что ему в данный
момент наиболее интересно.
Ребенок более подвержен <стадному чувству>. Если кто-то начал движение на
красный сигнал светофора, ребенок, скорее всего, поведет себя соответственно.
Дети
не способны быстро принимать решения, которые требует от них ситуация и чаще
всего просто теряются. Парадоксально, но центральная нервная система ребенка
устроена таким образом, что чем опаснее для него сложившаяся ситуация и чем
быстрее ему необходимо принять то или иное решение, тем сильнее у него
срабатывает процесс торможения. Причем этому подвержены не только дети
дошкольного возраста, но и юноши более старшего возраста.
Если
знания водителей в области психологии и физиологии юных пешеходов будут хоть не
много более глубокими, это поможет нам избежать огромного количества трагедий
на дорогах.
Инспектор ГИБДД Елена Лавринович
|